Оценка задач в Story Points — один из наиболее популярных способов оценки задач в разработке.
Однако многие команды используют его не оптимально, усложняя себе работу. Постепенно я пришёл к выводу: все проблемы из-за того, что Story Point’ы сложно объяснять.
Преимущества от грамотного использования Story Points для вашей команды:
- 🚀 Старт разработки с меньшей проработкой задач
- ⚡️ Оценка происходит быстро и просто
- 🦄 Сохраняется фокус на реальной пользе клиентам
- 🧑🔬 Углубляется понимание продукта всеми участниками команды
- 🤝 Стабильно выполняются обязательства перед стейкхолдерами
- 🧘♂️ Снижается стресс в команде, и растёт креативность
Также Story Points дают команде простой инструмент для прогнозирования сроков, вместо необходимости угадывать точную дату завершения работ.
В этой статье вы узнаете, как построить практичную систему оценки и планирования на базе Story Points, чтобы получить все эти преимущества для своей команды.
Story Points можно использовать по-разному: привязывать к часам, идеальным дням или уровню сложности. Мы рассмотрим подход, где Story Points измеряют результат работы и при необходимости конвертируются в реальные сроки. Но обо всём по порядку…
💫 Что такое Story Point?
Story Point — это условная единица, которая помогает команде оценить, сколько усилий потребуется, чтобы сделать что-то полезное для пользователя.
Представьте, что работа команды — это как приготовление сложного блюда. Нужно учесть много факторов: сколько ингредиентов, последовательность шагов, возможные подводные камни (например, не хватит чистой сковородки или кончится соль).
Story Points помогают оценить, насколько «тяжёлым» будет приготовление такого блюда для команды. Они не про время в часах или днях, а про три фактора:
- 🪣 Объём работы, который предстоит сделать
- 🏋🏻♂️ Сложность этой работы
- 🧨 Неопределённость и риски, которые могут усложнить достижение результата
При этом в поставке «единицы пользы» клиенту обычно участвует несколько членов команды, и именно общий результат создаёт ту самую «пользу» или, другими словами, value в вашем продукте.
📦 Одна общая оценка
Создание новой ценности как сборка большого пазла, где каждый кусочек — это часть работы разных людей: разработчиков, QA-инженеров, дизайнеров и др.
В Story Points мы смотрим на картину целиком, а не оцениваем каждый кусочек отдельно. Это позволяет учесть, как части работы влияют друг на друга, и избежать ситуации, когда сумма оценок частей не соответствует реальности.
Поэтому для поставки 1 единицы пользы пользователю будет и 1 общая оценка в Story Points на работу всех участников процесса. И эта оценка будет включать общий объём работ, общую сложность и общую неопределённость/риски.
Но оценки в Story Points подходят не для всего…
✅ Что можно оценить в Story Points?
Чтобы лучше понять, где оценка в Story Points будет действительно эффективна, а когда лучше использовать другие подходы, разберём в качестве примера 2 вида деятельности команд разработки:
- 🌱 Создание новых фичей и развитие существующих: здесь с самого начала у команды есть хотя бы примерное понимание объёма работ.
- 🐞 Исправление багов: здесь всё начинается лишь с описания проблемы. Сначала нужно найти первопричину ошибки, и часто на это уходит больше времени, чем на само исправление.
Работы этих 2 видов нельзя оценивать одними и теми же Story Points. В багах слишком много неизвестного, что делает невозможным даже примерный прогноз сложности и объёма работы.
Здесь действует правило, что:
Story Points работают только для оценки примерно схожей по своей сути работы
Лучше всего Story Points подходят для оценки задач по созданию новой ценности и развитию продукта.
Для остальных задач нужен другой подход — обычно они либо занимают меньше 4 часов, либо требуют предварительного анализа проблемы. Для оценки исследовательских активностей нужны совершенно иные подходы.
Как это можно организовать?
Например, в статье «Баланс фокусов команды» мы предлагаем каждую неделю назначать одного человека ответственным за срочные задачи и поддержку. Когда срочных дел нет, он занимается улучшением мониторинга, документации и всем, что упрощает работу команды.
Такая особенность связана с тем, как работают Story Points 👇
🧐 Как работают Story Points?
Сравним Story Points с более привычной всем мерой — килограммами 🏋🏻♂️
Раньше «1 килограмм» определялся эталонной гирей, которая хранилась во Франции. Ещё есть имперская система мер, где 1 фунт примерно равен 0,45 кг.
При этом неважно, используем ли мы килограммы, фунты или что-то ещё — масса предмета остаётся неизменной и равна произведению плотности на объём.
Все эти единицы измерения — просто общепринятые договорённости для упрощения взаимодействия между людьми.
Точно так же работают и Story Points как единица измерения предстоящей работы. Только если килограмм имеет общемировой эталон, то Story Point — это локальный эталон вашей команды.
Важным фактором является и точность измерений:
Например, покупая стул, вам неважно, весит он 1 или 1.18 кг, но существенно, весит ли он 1, 5 или 20 кг. Стул весом 1 кг вы донесёте сами, при весе 5 кг может понадобиться помощь, а для 20 кг большинству уже потребуются грузчики.
Работы команды — это сверхсложная система, поведение которой невозможно точно предсказать. Но всегда можно примерно оценить порядок объёма работы, сложности и неопределённости.
Вашей команде вряд ли понадобится оценка в 1.18 SP, но понимание того, «стоит» ли задача 1, 5 или 20 SP, позволяет принимать решения
Но чтобы Story Points работали, важны подход к декомпозиции, механика работы с оценками и процесс планирования 👉
🍒 Декомпозиция задач
Подход команды к декомпозиции фичей должен учитывать, что Story Points работают только для оценки примерно схожей по своей сути работы.
В своей работе я стремлюсь использовать декомпозицию фичей на вертикальные кусочки, каждый из которых несёт свою независимую пользу клиентам. Подробнее рассказал в статье:
Действуя так, вы получите как похожие по формату работы задачи, так и инструмент срезать ненужные кусочки, фокусируясь на действительно важном.
Просто задавайте себе вопрос: «Можем ли мы сделать меньше?», пока не получите отрицательный ответ. Однако большинству команд придётся научиться, что такое «меньше» на самом деле. Вопрос не в сроках, а в содержании задачи.
Кроме декомпозиции важно и то, как мы оцениваем задачи 👇
🎱 Как мы выбираем оценку задачи?
Даниэль Канеман в своих работах предположил, что у людей есть два режима мышления:
- ⚡️ Интуитивный или «Система 1»: принимает быстрые решения, работает постоянно.
- 🧐 Медленный или «Система 2»: принимает осознанные решения и формирует убеждения, подключается по мере необходимости. Также перепроверяет решения системы 1 на случай, если стоит действовать иначе.
Когда мы оцениваем задачу, интуитивный режим «на глазок» сравнивает её с похожими задачами из прошлого и выдаёт свой вердикт. Медленный режим может скорректировать эту оценку, но только если у нас достаточно мыслетоплива и есть время подумать.
Давайте разберём на примере, как эти системы работают при выборе оценки по задаче:
Представьте, что ваша работа — взять банку с монетами и посчитать, сколько в ней денег. При этом перед каждой новой банкой вам нужно прикинуть свои усилия по ней.

И вот к вам приходит новая банка. Вы смотрите на неё и сразу думаете: «Восемь!».
Что происходит в этот момент?
- ⚡️ Быстрый режим замечает: банка похожа на другую, с которыми вы работали в этом месяце; заполнена наполовину; внутри рубли без копеек. Вывод: «Похоже на восьмёрку».
- 🧐 Медленный режим проверяет: такая полная банка тянет на 12; вчера была похожая банка — на 8; на прошлой неделе тоже были рубли в такой же банке. И делает заключение: «Да, 8 звучит правильно! Поехали 🚀»
Но если у вас мало мыслетоплива с «Система 2» не включается в процесс. При этом в большинстве ситуаций интуитивного ответа «Системы 1» будет достаточно для выбора оценки.
⚡️ Быстрая оценка задач
Любая оценка — это обоснованная догадка, основанная на нашем прошлом опыте. В английском есть красивый термин «Educated Guess» для этого.
На старте мы никогда не знаем всех деталей предстоящей работы. Даже если уверены в обратном. А если что-то может пойти не так — оно обязательно пойдёт не так. Закон Мёрфи в действии 🤷♂️
Поэтому стоит больше вкладываться в то, чтобы делать дела, идти вперёд и уже в моменте решать проблемы по мере их появления, сохраняя фокус на целях и действуя осознанно.
Оценивать быстро вам помогут три ключевые практики:
- 🎯 Используйте принцип Парето — 20% усилий на проработку и оценку дадут 80% точности.
- 📊 Ограничьте варианты оценок — используйте ряд Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д.). Проще выбрать между 5 и 8, чем решать между 6, 7 или 8.
- ⛔️ Установите максимальную оценку — если задача превысит лимит, то разбейте её на те самые меньшие части, про которые говорили выше. Большие оценки сигнализируют о том, что мы плохо понимаем задачу.
Эти практики позволяют направить время и силы команды на создание пользы клиентам, вместо бесконечной проработки задач.
Но действуя так, информации для «системы 2» часто будет недостаточно, а оценки в основном будут от «системы 1». Повысить точность помогает обсуждение задачи и оценки всей командой 👇
💬 Оценка как способ делать меньше
Момент оценки — последний шанс выровнять видение команды без лишних затрат. После оценки вы займётесь разработкой и исправлять несогласованные части уже будет сильно «дороже».
Обсуждение задачи во время оценки помогает:
- 💡 Найти неочевидные способы сделать меньше, сохранив ценность для пользователя
- ⚠️ Обнаружить риски, которые могут замедлить команду
- 🔄 Улучшить понимание общей картины и работы коллег, чтобы вместе искать способы упростить работу друг другу
Как противоположность этому, некоторые команды используют таблицы, где по разным характеристикам задачи они выбирают оценку в SP. Это сводит обсуждение оценки к формализованному выбору, лишая команду возможности открыто проговорить важные нюансы.
Чтобы давать оценки ещё проще и эффективнее, используйте Эталонную задачу и оценка покером. Рассмотрим оба инструмента 👉
🎯 Эталонная задача
При оценке в Story Points мы интуитивно сравниваем новую задачу с теми, что уже выполнили. Но у каждого человека своё понимание объёма, сложности и неопределённости.
Выровнять интуитивные оценки внутри команды помогает эталон эталонная задача.
Чтобы выбрать эталон, посмотрите на последние завершённые задачи и найдите ту, которая обладает такими качествами:
- 👥 В ней участвовали все роли в команде
- 📊 Небольшая, но и не самая маленькая
- 📝 Легко вспомнить контекст задачи
Эту эталонную задачу возьмите за 2 SP, что позволит оценивать более простые задачи в 1 SP и избежать дробных оценок.
Важный момент:
Эталонная задача должна быть понятна каждому в команде и не должна меняться.
Синхронизировать понимание эталона и культивировать полезные обсуждения задач в команде помогает оценка покером.
🃏 Оценка покером
Planning Poker — это способ оценки задач, где команда на общей встрече оценивает задачи.
Основная фишка похода в том, что каждый член команды выбирает свою оценку независимо, не видя оценки других. Это позволяет всем привнести мнение по задаче, а не полагаться на мысли лидеров команды — будь то осознанно или нет.
Перед началом покера команда выбирает ведущего, кто будет вести встречу.
Оценка покером проходит так:
- 🗣️ Команда обсуждает задачу
- 🚀 Ведущий запускает оценку через онлайн-сервис или реальную колоду карт
- 🤫 Все выбирают оценку втайне от других
- 🃏 Все показывают свои оценки одновременно
- 💬 Участники с самой высокой и низкой оценкой объясняют свой выбор
- 🔄 Проводится новый раунд оценки
Оценка задачи заканчивается, когда:
- 🎯 Все пришли к одной оценке — берём её
- 📊 После двух раундов осталась пара близких оценок — берём большую. Например, если остались 1 и 2 SP, то берём 2 SP, если 5 и 8, то — 8.
- ⚠️ После трёх раундов оценки сильно различаются — это сигнал, что команда по-разному понимает задачу и её стоит подробно обсудить, лучше декомпозировать
При помощи покера, эталонных оценок и фокуса на меньшее, но самое важное, команда может давать довольно точные оценки быстро и без глубокой проработки. Имея оценки на руках, перейдём к планированию 👇
📊 Планирование по Story Points
Есть два подхода к планированию работы:
- 🏃♂️ От скорости команды (Velocity based) — планируем от того, сколько команда может поставить ценности за единицу времени
- ⏳ От ресурсов команды (capacity based) — планируем от того, сколько может сделать каждый участник команды
Story Points подходят только для планирования от скорости команды. Через SP мы видим, сколько ценности поставит команда. Но не можем понять загрузку отдельных людей.
В этом подходе нам нужно знать скорость команды — Velocity, чтобы спланировать работу команды.
🛣️ Планирование от скорости команды
Рассмотрим планирование на примере двухнедельных спринтов, хотя подход работает для любой длины — неделя, две или месяц, а также вместе с kanban.
В основе планирования лежит простой принцип:
Команда выполнит примерно столько же работы, сколько делала в прошлых спринтах
Поэтому при планировании спринта берите задачи так, чтобы их сумма в SP не превышала Velocity команды.
Чтобы посчитать Velocity вручную:
- 📈 Возьмите сумму Story Points по отдельности за каждый из последних 6 спринтов
- 📊 Посчитайте среднее — это и будет Velocity команды
Большинство таск-трекеров умеет делать это из коробки в виде графиков, которые удобно использовать в работе.
*️⃣ Отпуска, болезни и праздничные дни
Команда — это единый организм, где синергия между людьми усиливает сильные стороны и компенсирует недостатки каждого члена команды. Отсутствие даже одного человека влияет на работу всех, а не только на общее количество человеко-часов. Точно определить персональный вклад каждого сотрудника вы не сможете.
Поэтому просто «на глазок» уменьшите Velocity пропорционально числу людей в команде.
🧮 Пример подсчёта
- Текущий Velocity команды — 60 SP на 4 разработчиков и 2 тестировшиков
- Если отсутствует 1 разработчик, то:
60 / 4 × 3 = 45 SP
- Если отсутствует 1 тестировщик, то:
60 / 2 × 1 = 30 SP
С праздничными днями поступайте так же — уменьшите Velocity пропорционально рабочим дням.
🧮 Пример подсчёта
- Спринты в команде по 10 рабочих дней, Velocity команды — 60 SP
- Если в среду команда на тимбилдинге, то
60 / 10 × 9 = 54 SP
- Если в спринт попадает 2 выходных из-за праздников, то
60 / 10 × 8 = 48 SP
Это простой способ оценить, сколько ценности сможет создать ваша команда в новых условиях.
Основной принцип:
В каждой задаче есть неопределённость и риски. Оценить реальный вклад каждого в команду невозможно. Поэтому не стоит тратить время на точные расчёты Velocity при вре́менных изменениях в команде.
Со временем оценки задач и Velocity команды будут становиться точнее естественным путём…
🎻 Калибровка оценок внутри команды
В планировании от скорости команды важно понимать, какую ценность вы сможете поставить пользователям за спринт – работая над общими целями как единое целое.
Если вы следуете советам выше, и команда сфокусирована на общей цели, то ваши прогнозы поставки на основе оценок в Story Points и Velocity будут становиться точнее.
Это происходит благодаря четырём ключевым факторам:
- 🔻 Встречи и другие побочные активности естественным образом уменьшат объём поставки, что отразится на Velocity команды
- 🤩 Люди в команде узнаю́т друг-друга всё лучше и лучше, учатся работать вместе
- 🌱 Обсуждение каждой оценки, уточняет общее понимание Story Point, как меры внутри команды и тренирует «систему 1» давать лучшие оценки
- ⚙️ Улучшение процессов и инструментов помогает делать больше за то же время
Другими словами, оценки в Story Points и Velocity команды будут адаптироваться к развитию вашей команды без дополнительных усилий от вас.
📆 «А когда будет готово?»
В реальности нам часто нужно называть точные сроки по задачам.
Чтобы определить сроки на основе Story Points, у вас есть два простых пути:
- 🏁 Возьмите последний день спринта — это момент, в который сходятся цели команды и планирование от Velocity
- 📊 Назовите диапазон «от» и «до» в днях — взяв, например, 50 и 90 персентили по задачам с такой же оценкой в Story Points, которые команда решила за последние 3–6 месяцев
Если предстоит игра в сжатие-разряжение сроков, то используйте второй путь, чтобы привести SP к часам. Само обсуждение ведите в плоскости изменения сроков на «порядок» в плюс или минус.
Разница между 3 и 4 часами не так важна, как разница между 2 днями и 1 неделей
В этом уравнении важно доверие — чем более открыты вы с заказчиком и чем чаще исполняете взятые на себя обязательства, тем выше будет уровень доверия к вам.
А чтобы ваша работа была максимально эффективной, давайте поговорим про полезные ограничения 👇
🚦 Полезные ограничения
Чтобы ваша команда работала эффективно, вам нужна сбалансированная система.
Story Points скрывают в себе многие нюансы работы команды. При этом работа команды должна быть прозрачной для стейкхолдеров, а ваши результаты — отвечать текущим потребностям бизнеса.
Эти три простые правила помогут вам держать систему в тонусе и способствовать её развитию:
- ⏱️ Стремитесь достичь цель и принести новую ценность пользователю за один спринт — чем дольше мы что-то создаём, тем позже получим обратную связь и сможем улучшить наш продукт
- 🔍 Разбирайте на ретро все задачи длиннее 3 дней — спросите себя: «Как мы могли бы сделать это быстрее?» и вы наверняка найдёте пару способов улучшить процессы
- 👀 Понимайте, чем занята ваша команда через hands-on менеджмент, чтобы быть уверенным, что это лучший из возможных результатов на сегодняшний день
Также стоит понимать, когда Story Points не будут работать…
❌ Когда Story Points не будут работать?
Как мы обсуждали выше, Story Points подходят не для всех ситуаций.
Вот основные случаи, которые я встречал, когда использование Story Points может не принести пользы:
- 🦊 Попытка оценить все задачи команды в Story Points, хотя этот метод работает только для схожих по типу задач — об этом мы говорили выше в разделе «Что можно оценить в Story Points?»
- 🔄 Разделение задач на отдельные функциональные части с независимыми оценками (frontend, backend, тестирование) — в этом случае SP превращаются в оценку в «идеальных днях» и работают по другим правилам. Однако если в одной команде бэкенд-разработка и QA, а мобильная разработка делается отдельно со своими QA, то SP всё ещё будет полезны.
- 🔍 Большинство задач в команде — это исследования с высокой неопределённостью, где оценка становится просто случайным числом
- 🐛 Бо́льшая часть работы — это поддержка и исправление багов, где 90% времени уходит на поиск проблемы, а не на исправление
- 🧮 Математика любого рода со Story Points во время планирования, кроме сравнения суммы SP в бэклоге спринта с Velocity команды, — скорее всего, работа в команде поделена не на схожие по сути кусочки
- 🔮 Оценка задач далеко наперёд — мир постоянно меняется, и ваша сегодняшняя оценка может устареть уже через пару недель из-за изменений в связанных частях системы, бизнесе и жизни
Это неполный список ситуаций, когда Story Points могут не работать. Но он показывает, на какие подводные камни вы можете натолкнуться.
В командах, где я наблюдал такие моменты, планирование спринтов и прогнозирование сроков часто давало сбои, что негативно влияло на доверие между командой и стейкхолдерами.
📈 Как повышать Velocity команды?
Velocity команды — это отражение того, что команда уже сделала. Поэтому он относится к запаздывающим показателям (lagging indicators), которые отражают окончательный результат прошлых действий.
Такие показатели легко измерять, но на них трудно влиять. Кроме того, они меняются медленнее и часто измеримы только после значительного периода (поэтому они и запаздывающие).
Из моего опыта, прямые попытки повысить Velocity никогда не приводили к успеху.
Чтобы ваша команда делала больше, сфокусируйтесь на улучшении рабочих процессов и инструментов. Подробнее об этом мы говорили в статье про ускорение разработки:
Кстати, когда стейкхолдеры просят повысить Velocity команды, то это сигнал, что результаты команды отличаются от ожиданий стейкхолдеров. Стоит разобраться.
🔁 Story Points в новых командах
Чтобы эффективно использовать Story Points, вашей команде нужны два ключевых элемента: общее понимание эталона и исторические данные для прогнозирования Velocity. В новых командах у вас не будет ни того ни другого.
Вы можете считать команду новой, если:
- 🆕 Вы только что собрали команду с нуля
- 👥 В вашей команде сменилось более ~40% специалистов одной специальности за 3 месяца
- ✂️ Вы разделили одну команду на две — физически или виртуально
- 🔄 Произошли другие значимые изменения состава команды
В новой команде всё будет по-другому. Вашим сотрудникам потребуется время, чтобы освоиться в предметной области, разобраться в бизнесе и понять потребности пользователей. Также им нужно будет изучить существующие сервисы, смежные проекты и поэкспериментировать, чтобы найти оптимальные архитектурные решения.
Поэтому не стоит полагаться на первые оценки — они будут, по сути, просто догадками.
Я стараюсь следовать такому принципу:
В новой команде лучше сосредоточьтесь на создании ценности и быстром выходе в продакшн. Если вы выпустите MVP за 2 недели, это сплотит команду и заложит хороший фундамент для будущей продуктивности.
После этого важно регулярно поставлять новую ценность пользователям — каждый день, неделю или двухнедельный спринт, поддерживая изначальный темп.
Через 2 месяца такой работы у вас будет:
- 🤝 Сплочённая команда
- 📊 Первое представление о Velocity команды
К концу третьего месяца вы будете делать достаточно точные прогнозы поставки благодаря накопленные данные по Velocity.
Помните: чем чаще вы будете поставлять реальную ценность клиентам (не просто код, а именно пользу), тем точнее и проще станет прогнозирование.
🫤 Сложности с оценками в Story Points
При внедрении Story Points вы можете столкнуться с разными трудностями. Давайте разберём самые частые из них и посмотрим, как их можно решить.
👥 Разные уровни экспертизы в команде
В вашей команде наверняка есть и сеньоры, и мидлы, и джуны. Естественно, их результаты будут отличаться — у кого-то больше опыта, у кого-то меньше.
Но всё не так просто. Мидл с трёхлетним опытом на проекте может быть эффективнее сеньора-новичка. Также на результат влияют и другие факторы: самочувствие, дополнительные активности, загруженность.
Помните: важен не индивидуальный вклад, а общий результат команды.
Ключ к полезным оценкам — выработать единое понимание конечного результата, чтобы вся команда согласованно шла к общей цели. Грейд и уровень экспертизы не играют значимой роли.
⚖️ Команда переоценивает или недооценивает задачи
Любая оценка, как мы разбирали выше, — это обоснованное предположение. Мы можем ошибиться как в большую, так и в меньшую сторону.
Story Points и планирование от Velocity вместо планирования ресурсов, дают простую систему предиктивного планирования на основе исторических данных.
Весь накопленный опыт команды ляжет в основу её будущих свершений. Ведь важно не только поставить оценку, но и отрефлексировать результат — будь он успешный или нет.
Ошибки в оценках нормальны. Нивелировать их влияние помогают исторические данные и прогнозирование, что и лежит в основе Story Points и Velocity.
😰 Страх оценки и неопределённость
Оценка в Story Points предполагает наличие неопределённости. В начале работы вы никогда не будете знать всех деталей.
Помните, что:
Мы не знаем всего того, чего не знаем — даже если уверены, что знаем всё. И именно то, о чём мы не знаем, обязательно станет для нас сюрпризом в самый неподходящий момент и значимо повлияет на наши планы.
Поэтому сосредоточьтесь на том, чтобы двигаться вперёд и решать проблемы по мере их появления.
🤔 Оценки в Story Points сложно внедрять
Story Points внедрить легко, но их непросто объяснить, а процессы команды должны быть готовы к таким оценкам.
В этой статье мы постарались простым языком рассказать про SP и механику их работы.
Говоря про процессы команды, у вас должен быть фокус на пользу для пользователя, подходящая декомпозиция и другие моменты, о которых мы говорили в этой статье.
Но имея понимание и должные подходы к работе, вы сможете внедрить Story Points и радоваться простоте процесса оценки.
👨🏻✈️ Почему я выбираю Story Points
Для меня выбор Story Points всегда был про несколько важных преимуществ:
- ⚡️ Оценка происходит быстро и не отнимает много сил у команды
- 📊 Вы получаете прогнозирование сроков с достаточной точностью
- 🚀 Можно разрабатывать с меньшей проработкой деталей
- 🦄 Помогает команде фокусироваться на реальной пользе клиентам
Все эти преимущества позволят вам быстрее создавать ценность для пользователей.
В моей практике многие команды также успешно работали с оценками в «идеальных днях» — такой подход тоже работает.
Но если посмотреть на результаты, то команды, использующие Story Points описанным в этой статье способом, создавали больше ценности для пользователей, были сильнее вовлечены в рабочий процесс и имели более высокий ROI.
Отмечу, что к такому результату приводил фокус на потребностях пользователя и короткие петли обратной связи. Story Points были удобным инструментом для команды, который помогает больше делать дела, а не готовиться к ним.
🏄♂️ С чего начать
Перед внедрением Story Points вы должны понимать, какую пользу они дадут вам и вашей команде. Если вы не видите явных преимуществ, то этот инструмент вам пока не нужен.
Внедрение оценок будет отличаться для существующей и новой команды. Разберём оба случая.
1. Существующая команда
У команды уже есть процессы работы, и все к ним привыкли, поэтому вам предстоит пройти весь цикл внедрения изменений.
Так или иначе, чтобы сами Story Points заработали:
- 👍 Поделитесь с командой знаниями о Story Points и помогите всем понять пользу, которую они принесут
- 🔥 Выберите, для каких задач вы будете использовать Story Points — опирайтесь на фреймворк баланса фокусов команды
- 🍒 Убедитесь, что вы разбиваете задачи от ценности для пользователя, а не от компетенций людей или платформ — настроить такую декомпозицию вы можете по нашей статье о декомпозиции фичей
- 🃏 Начните оценивать задачи в Story Points через покер, но после этого — дайте каждой задаче оценку по-старому и уже от неё планируйте работу
- 📊 Через 2 месяца или 4 двухнедельных спринта рассчитайте Velocity команды — число будет примерным, но уже показательным
- ⚖️ Следующие 4 недели или 2 спринта планируйте работу по Story Points и Velocity, но пока продолжите оценивать и в старом формате — это даст большую уверенность при планировании
- 🎉 Дальше оставьте только Story Points, отказавшись от старого формата оценок
Вы можете ускорить переход, если команда чувствует уверенность в этом. Но помните: точность прогнозов растёт с количеством исторических данных, а 100% точности достичь невозможно.
2. Новая команда
С новой командой внедрить Story Points проще — вы начинаете с чистого листа, без необходимости поддерживать существующие процессы и продавать это решение команде.
Шаги:
- 🍒 Настройте декомпозицию фичей на вертикальные кусочки, каждый из которых несёт ценность для пользователя — подробнее в нашей статье
- 🚀 Сфокусируйтесь на быстром запуске первой версии — это станет вашим первым командным успехом или первым мамонтом команды, идеально уложиться в 2 недели
- 🃏 После первых 2 недель выберите эталонную задачу и начните оценку в Story Points через покер, но пока планируйте интуитивно
- 📊 Через 2 месяца у вас появится примерный Velocity и сработанная команда — попробуйте планировать от Velocity, открыто обсуждая возможные ошибки в оценках
- 🎉 К концу 3-го месяца Velocity станет достаточно надёжным для полноценного планирования
Помните: чем чаще вы поставляете реальную ценность клиентам (не просто код, а полезные функции), тем точнее становятся ваши прогнозы.
💎 Послесловие
Оценка задач должна быть быстрой и простой, помогая вам и вашей команде двигаться вперёд, а не препятствием между идеей и её реализацией.
Story Points — это удобный способ измерить объём, сложность и неопределённость работы. С их помощью вы сможете быстро оценивать задачи и раньше начинать работу над каждой из них.
При этом Story Points сложный для объяснения инструмент, что способствует его неверному применению. Из-за чего теряется вся польза.
Комплексный подход из этой статьи поможет вам успешно внедрить этот инструмент и улучшить процессы в вашей команде.
Но помните, что оценка в Story Points — это инструмент, а не самоцель работы. Если они вам помогают — пользуйтесь, иначе — рассмотрите другие варианты.
Удачи 💚
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.